Тем не менее в течение получасового разговора Кличко держал удар: от больных вопросов не уходил, смело делал прогнозы и давал понять, что он сегодня не столько мировая знаменитость, сколько столичный градоначальник, который пришел в Киев всерьез и надолго.
— Ответьте на главный “культурный” вопрос столицы: что будет на месте уникальных раскопок на Почтовой площади — торгово-развлекательный центр или все‑таки музей?
— Я не понимаю, у кого есть сомнения по этому поводу. С самого начала, когда были найдены исторические находки, я сказал, что там будет музей. И это наша четкая позиция. Там есть частный инвестор, с ним проведены переговоры. Финансирование этого музея будет. Проблема в том, что у нас нет специалистов, которые могут сохранить находки из дерева, пролежавшие под землей едва ли не тысячу лет. В реакции с кислородом они могут разрушаться.
Мы направили группу в Польшу, изучаем опыт консервации подобных находок. Наша задача — сделать все возможное для того, чтобы их сохранить. Но вопрос и в том, что любые необдуманные глубинные работы могут привести к разрушению нынешней Почтовой площади. Сверху площадь мы накрыли, а под землей она стоит на столбах. Углубляться дальше рискованно, делать исследования невозможно. Любые глубинные работы сейчас могут нарушить стабильность площади, а безопасность киевлян для нас в приоритете.
Поэтому музей сегодня — не вопрос одного шага, ситуацию нужно рассматривать комплексно. Нужен план, концепция: что там будет, какой музей, как он будет выглядеть. И здесь мы рассчитываем на более активную работу Министерства культуры.
— Как сегодня развивается ситуация вокруг отказа НАК Нафтогаз Украины заключить договор с коммунальным предприятием Киевтеплоэнерго на поставку газа? Из-за этого более 3 тыс. жилых домов столицы несколько месяцев остаются без горячей воды.
— Суть проблемы в чем? Город разорвал договор с частной компанией Киевэнерго. Теперь НАК Нафтогаз Украины пытается переложить все долги этой компании на город: и долги потребителей, и штрафные санкции. Скажите мне, почему киевляне должны оплачивать больше 1 млрд грн долгов частной компании? Именно такая сумма, помимо задолженности потребителей, насчитана в виде штрафов и пени. Почему в результате чьей‑то хозяйственной деятельности город должен нести убыток? Мы не печатаем деньги, а с большим трудом их аккумулируем. За такую сумму можем десять садиков, к примеру, построить и закрыть наконец вопрос с очередями.
Позиция города четкая. Необходимо срочно заключить договор на поставку газа и вернуть людям горячую воду. Параллельно с этим в формате предметных переговоров урегулировать проблему задолженности. В данный момент дело рассматривается в Хозяйственном суде Киева.
— От вашего пребывания на посту мэра у киевлян были большие ожидания. Как вы думаете, вы их оправдали?
— Я их понимаю. Большие ожидания, что чемпион мира по боксу, который нокаутировал всех соперников, придет на место мэра и все в одну минуту возьмет и изменит. Это только в сказках так происходит. У нас много вызовов, задач и проблем. И каждый день эти проблемы нужно решать. Стараемся быстро это делать. Но могу сказать откровенно: денег нам не хватает. Нам надо вкладывать сотни миллиардов гривен в развитие нашего города.
— Что же происходит с экономикой города?
— По сравнению с предыдущими годами все намного лучше. Если в 2015‑м бюджет города составлял 27 млрд грн, то сегодня — 50 млрд грн. Я убежден, что в этом году бюджет будет профицитным, мы его увеличим. Кроме того, в Киеве отсутствует безработица. У нас 9 тыс. людей стоит в очереди на бирже труда, а предложений — около 15 тыс. Не хватает водителей, специалистов-электриков, слесарей. При этом люди в Киев едут. В сравнении с другими регионами мы — остров благополучия.
Хочу также напомнить: 60% всех инвестиций в страну в прошлом году поступали в Киев. Это хороший показатель. Потому что каждый инвестор вкладывает не только деньги, он создает рабочие места, платит налоги в бюджет города, и динамика положительная. Тем не менее денег нам не хватает.
— Где именно не хватает?
— Нам в наследство досталась экономика в очень запущенном состоянии. Нужны сотни миллиардов гривен. Например, только ремонт коллектора стоит более миллиарда гривен, а без него существование Киева невозможно. Этого мы не видим. Мы открываем воду в кране, а откуда она пришла, куда она идет, никого не интересует. Важно, чтобы она была. Для этого нужно сделать инфраструктуру.
Коллектор был в аварийном состоянии с 1999 года. Мы в прошлом году запустили вторую нитку коллектора. Это очень важно.
Мы ремонтируем инфраструктуру. Мост, который "устал", — Шулявский: его реконструкция обойдется в 1 млрд грн. Сделали обследование: 75 мостов находятся в предаварийном состоянии. Можете себе представить? Один — более одного миллиарда, а 75? Сколько денег нужно вкладывать только в мосты! Мы инвестируем деньги в дороги. Одну треть дорог в Киеве уже отремонтировали. В столице 1.667 км дорог. 500 км мы реконструировали за два последних года. Если в 2018‑м отремонтируем еще 300 км, почти половина дорог, находящихся в Киеве, будет соответствовать европейским стандартам. Это новые покрытия и дорожки, тротуары и освещение. И киевляне уже это видят. Но работы еще очень много.
За последних два года мы также открыли 17 новых детских садов. Уменьшили очередь с 15 тыс. детей до 4 тыс. Наша задача — чтобы в следующем году очередей в детские сады вообще не было. Также построили семь школ. Мы стараемся.
— За счет чего город будет наполнять бюджет, как будете зарабатывать?
— Когда я говорю, что у нас поступления в бюджет ежегодно плюс 30%, а рост производства — примерно 3%, специалисты говорят: что‑то цифры не пляшут. 3% рост производства и 30% бюджет. Откуда деньги? Их мы берем из тени и выводим оттуда, чтобы они работали на город.
Мы одними из первых ввели систему смарт-сети, онлайн-бюджет, е-тендеры. А также систему ProZorro, которая сэкономила для нашего города примерно 2 млрд грн. Мне нравится пример с передвижными кафе. Но мы сказали, что эти передвижные машины не могут продавать кофе где угодно. Мы определяем места для торговли, но они должны выиграть места на тендере. В 2015 году в бюджет таким образом зашло 280 тыс. только от одной машины.
В этом году эта же машина предложила на торгах почти миллион, больше 900 тыс. грн. Это за место на метро Арсенальная. У нас еще большой потенциал.
— Вы говорили, что перенимаете опыт других городов. На какие из них ориентируетесь?
— Я имею уникальную возможность использовать свой селебрити-статус. Не секрет, что у меня очень хорошие контакты за рубежом. В 2015 году я посещал Тель-Авив и знакомился с системами умный город и безопасный город. Мы адаптировали эту идею в Киеве и запустили систему смарт-сити. На сегодняшний день могу сказать: у нас она работает достаточно эффективно.
В Киеве сейчас установлено около 7 тыс. камер видеонаблюдения. Это безопасность для каждого. Эта система работает достаточно эффективно. Критиковали. Так называемая оппозиция говорила, что на нее уходят большие средства. Но критики замолчали, когда женщина потеряла ребенка и украла другого в детском саду. Она не знала, что все киевские сады и школы оснащены системой видеонаблюдения. И через 6–7 часов благодаря этой системе мы вернули ребенка родителям.
Это очень эффективно. Каждый человек, который хочет нарушить законы, правила, должен знать, что это зафиксировано, и он / она стопроцентно будет нести ответственность. Это наша задача. Но это начало. Кстати, в Лондоне — почти 1 млн камер видеонаблюдения. Так что нам есть еще куда развиваться.
— В каких еще сферах вы видите потенциал для развития Киева?
— Мы однозначно не должны потерять историческую привлекательность нашего города. Поэтому особое внимание уделяем туристической отрасли, историческим местам и зданиям. Наша задача все это сохранить. К сожалению, законодательство несовершенно и часто не дает возможности возвращать те дома, которые были “прихватизированы” 10, 15, 20 лет назад.
Моя задача и миссия как мэра — делать все для того, чтобы проводить в нашем городе различные мероприятия, такие как Евровидение. Мы получили хорошие отзывы после проведения, несмотря на спекуляции.
Финал Лиги чемпионов прошел месяц назади тоже на высоком уровне. И мне было приятно, что президент УЕФА дал высокую оценку, поблагодарил город. Недавно проходил Atlas Weekend — один из крупнейших музыкальных фестивалей в Восточной Европе. Осенью будет боксерский конгресс, приедут мировые звезды бокса. В этом году ожидаем 2,5 млн посетителей. Это, конечно, меньше, чем 15 млн туристов, посещающих Прагу, но моя задача — чтобы как можно больше людей приехали к нам. Каждый турист, который приезжает, оставляет примерно от 2 до 3 тыс. грн в сутки. У нас огромный туристический потенциал. Задача — его максимально использовать.
— Чем порадует город в ближайшее время?
— Уже скоро откроем лестницы со Старокиевской горы в урочище Кожемяки. Сейчас заканчиваем аллею художников, которая также будет идти от лестницы. В следующем году по плану — пешеходный мост, который будет соединять Владимирскую горку с Аркой дружбы народов. Объединим две туристические зоны. Убежден, что это станет магнитом для туристов. В следующем году закупаем новый фуникулер. Маленький фуникулер, два трамвайчика перевозят 1,5 млн человек в год. Это также аттракцион. Могу рассказывать много — что сделано и что предстоит.
Я не буду говорить о парках, которые открываются в Киеве. У нас золотой стандарт — парк Наталка [Оболонский район]. Такого уровня места будут в каждом районе города. Наша задача в этом году — открыть еще девять парков такого же уровня, как Наталка. И мы это сделаем.
— А вопрос парковки — это к мэру?
— Два года мы ждали законопроект из Верховной рады, не было возможности штрафовать безответственных водителей. Сейчас закон будет вступать в силу, и мы начнем наводить порядок. Могу сказать безответственным водителям: парковаться под знаками Остановка запрещена будет стоить очень дорого.
— Сколько?
— Более 1,5 тыс. грн, если машины блокируют проезд. Плюс эвакуация автомобилей, если нужно будет их поднять, перевезти на штрафплощадку. Мы начнем эвакуировать машины, которые блокируют две полосы движения с левой и правой стороны. Сегодня каждая киевская улица заблокирована автомобилями. Они сужают улицу, не дают возможности для движения общественного транспорта. Также нам нужно делать стоянки для автомобилей. В центральной части города будем заходить под землю и строить многоэтажные паркинги.
— Каким вы видите Киев через десять лет? Как бы вы хотели, чтобы он выглядел?
— Через десять лет у нас однозначно будет метро на Троещину, однозначно достроен Подольско-Воскресенский мост и историческая часть города, привлекательная и комфортная. Через десять лет Киев станет европейской столицей и по качеству дорог, и по качеству медицинского сервиса.
Город однозначно должен сохранить самое главное — парки и скверы, иметь статус зеленого города, города-парка. И это планируется не через десять лет. Убежден, что уже в следующем году мы сможем представить новую платформу и парки, в которых смогут отдыхать люди.
Я на этой должности нахожусь четыре года. Сделано уже много, а главное — толчок. Прошедшие годы были сложными. Но уже сейчас я могу сказать, что буду баллотироваться, так как планы, озвученные мною, хочу довести до конца.